Василий Игоревич Нестеренко родился в 1967 г. в г. Павлограде, на Украине. В 1994 г. он окончил Московской государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Нестеренко – Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств.
Художник реалистической школы, Василий Нестеренко постоянно учился у своих великих предшественников: В. Поленова и В. Серова, М. Нестерова и М. Врубеля, К. Брюллова, старался учиться у всех великих живописцев – А. Куинджи, А. Иванов, В. Васнецов, В. Сурикова. Обладая значительным творческим диапазоном, он пишет портреты, пейзажи, большие исторические полотна, религиозные композиции.
В числе других русских живописцев, В.Нестеренко принимал участие в воссоздании убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Эта работа требовала от художников не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения работать в манере крупнейших живописцев XIX века. Для росписи первого, разрушенного в советское время Храма собрали лучших мастеров, академиков. Не осталось почти никаких документальных свидетельств о том, как выглядел первый Храм Христа Спасителя, посвященный победе России над Наполеоном. Все фото, сделанные в конце XIX – начале XX века, были черно-белыми. По этим открыткам и воссоздавался храм.
Сложилась уникальная ситуация, когда у каждой росписи есть два автора: первый – художник, создавший композицию и общий живописный строй в XIX веке, второй – современный, который должен был переосмыслить, дополнить оригинальный сюжет.
Сам В.Нестеренко так рассказывает о своей работе: «В XIX веке храм расписывали десять лет, а мы расписали за семь с половиной месяцев. Как мы смогли это сделать? Это чудо могло произойти только с Божьей помощью. Это была огромная честь для всех нас. Это был незабываемый диалог со знаменитыми художниками того времени. Академическая школа, сложная многослойная живопись. Необходимо умение писать реалистически, работать в больших размерах и быть религиозным человеком: храм должен расписывать верующий. Храмовой живописью я для себя открыл столько новых путей, столько ощущений – целый мир, который обогатил мою жизнь, мою палитру. Прекрасно помню освящение храма. Это запомнилось на всю жизнь. И нет большего счастья для художника, чем прийти в храм, расписанный тобой, где есть часть твоей души».
Для Храма Христа Спасителя Нестеренко исполнил четыре многофигурных композиции, четыре Богородичные иконы, Плащаницу для главного престола, пять картин на евангельские сюжеты в трапезной Патриарха и десять видов монастырей в аванзале зала Церковных Соборов.
В. НЕСТЕРЕНКО. ХРИСТОС И САМАРЯНКА. 2001
Работа находится в Патриаршей Трапезной, где он исполнил пять картин: «Тайная вечеря», «Брак в Кане Галилейской», «Чудесное умножение хлебов», «Чудесный улов», «Христос и самарянка».
В основе сюжета картины «Христос и самарянка» лежит евангельский рассказ о встрече у колодца Христа и самарянки, впоследствии прославленной как мученица Фотиния (Светлана).
Недалеко от самарянского города, около колодца, Иисус встретил женщину из Самарии, пришедшую за водой. Христос попросил у неё воды и разъяснил суть христианского учения, сравнив веру с живой водой. Испив её (приобщившись к вере), человек никогда не будет испытывать жажды. Христианство станет в нём самом источником живой воды, текущей в жизнь вечную. Вода из колодца, которой нельзя надолго утолить физическую жажду, – аллегория всех земных потребностей человека, к удовлетворению которых он постоянно стремится, но все-таки чувствует себя неудовлетворённым. Телесная пища не может насытить душу, телесное питьё не может её напоить. Тело и пища телесная – от земли. Душа требует духовную пищу – христианскую веру.
Простая по композиции, картина наполнена христианской символикой. Вьющаяся виноградная лоза – символ Причастия, в котором хлеб и вино чудесным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Растущая за спиной Спасителя олива в христианстве традиционно считается плодом церкви, правоверности и мира. Её плоды употребляли в пищу и использовали как лекарство. Оливковую ветвь как символ отступления вод Потопа и спасения принес в своем клюве голубь, выпущенный на поиски земли патриархом Ноем из Ковчега. В оливковом саду молился Христос, там же его предал поцелуем Иуда.
Колодец Иаковлев, у которого беседуют Христос и самарянка, символизирует живую воду Веры и древнее пророчество о пришествии в мир Спасителя. Колодец указывает на мученическую кончину Фотинии: за проповедь христианства её сбросили в колодец.
Глиняные кувшины – аллегория смертного тела человека, вместилище человеческих чувств. Согласно Священному Писанию, человек был создан из глины, в христианской традиции прослеживается уподобление человека сосуду, сотворенному горшечником – Творцом, Богом. Также сосуды выступают символом принятия христианства, поскольку «в сосуде не может быть сразу двух напитков: если нужно наполнить его вином, надобно сперва вылить воду, – он должен стать пустым. Если хочешь получить радость от восприятия Бога, то должен вылить вон и выбросить тварей» (избавиться от ложных учений и грехов). Кувшин, который держит в руках самарянка, – указание на «сосуд скудельный», аллегорическое именование в Библии женщины. Хрупкая и нуждающаяся в защите, она оказалась способной вместить в себя всю глубину учения Христа.
Картина В. Нестеренко «Христос и самарянка» помещена в Патриаршей трапезной. Она напоминает видящим ее о том, что, вкушая земную пищу, нельзя забывать о пище духовной. Она призывает не забывать о своей душе и помнить о том, что души окружающих людей также нуждаются в духовной пище. Картина учить разделять «духовную трапезу», щедро делиться живой водой из источника веры, исповедуя православие.
В. НЕСТЕРЕНКО. ОТСТОИМ СЕВАСТОПОЛЬ! 2005
Монументальное полотно «Отстоим Севастополь!» (3 x 5,15 м) – значительное произведение Нестеренко, выполненное в жанре исторической живописи. Картина «Отстоим Севастополь!» никого не оставляет равнодушным. Её главные темы – защита своей земли, нравственный подвиг, жизнь и смерть.
Необычна композиция работы. Виден приподнятый над полем бастион. Воины на картине заняли круговую оборону. Невидимые в пороховом дыму враги наступают со всех сторон. Это аллегория того, что Россия вынуждена была вести военные действия против коалиции мировых держав на Черном, Балтийском, Белом морях, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Молдавии, Валахии, в Крыму. В случае поражения Российская империя могла лишиться почти половины своих территорий и оказаться в границах допетровской Руси.
Над полем сражения реет пробитый уже во многих местах андреевский флаг. Белое полотнище с диагональным синим крестом в качестве военно-морского флага России утвердил ещё Петр I. Белый цвет флага означает честь, благородство, правоту и чистоту, а синий – верность и безупречность, а также Православие и Богородицу – заступницу Русской земли. Синий диагональный косой крест Андреевского флага символизировал также объединение четырех европейских морей России – Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.
Художник сумел передать чувства героев и их душевную борьбу в роковой момент жизни, героизм солдат и матросов, оборонявших город. Нестеренко показывает выражения лиц защитников бастиона, переживания и страсти, кипящие в разгар сражения. В центре картины изображён раненый юный офицер, совсем еще мальчик. Он умирает на руках у бывалого солдата. Лицо молодого офицера искажено болью. Он выполнил свой долг, отдал Родине всё, что мог, – свою жизнь. Во взгляде ветерана недоумение и боль. Он не понимает, почему погибает юноша, жизнь которого только началась. Во взглядах всех участников сражения читается решимость умереть, но не уйти с рубежа.
В центре круга обороны фигура священника. Одна рука его поднята, в другой – хоругвь с изображением иконы Божьей матери. Батюшка держит руки воздетыми в молитве, как ветхозаветный Моисей в битве израильтян и амаликитян. Пророк Моисей поднимал руки, чтобы вымолить победу над войском врагов. Когда утомленные руки Моисея опускались и он ослабевал в молитве, тогда победить мог противник. Моисей вновь поднимал руки и возобновлял молитву с новой силой до полной победы. Православный священник просит у Бога сил для живых защитников бастиона и милости для погибших.
На бастионе осталось совсем немного воинов. Но флаг развевается. Значит, ещё есть защитники у русского города. Вскоре они вынуждены будут оставить Севастополь. Предчувствие этой трагедии уже витает над сражающимися. Пока гремит бой, кричит знаменосец, отдает команды старший офицер, солдаты и матросы палят из ружей и штуцеров, вот-вот громыхнет корабельное орудие. А зритель в этом шуме битвы слышит святую тишину отходящей к Богу православной души.
Изображение событий истории – это всегда воззвание к современникам. Значение севастопольской обороны 1854–1855 гг. заключается в том, что она показала всему миру исключительную силу патриотического чувства русского народа, стойкость его национального характера. Историческая тема в понимании В. Нестеренко – это мост от прошлого к современности и будущему, возможность говорить языком истории об актуальных проблемах. Для художника «отстоим Севастополь» звучит как «отстоим Курилы, Калининград», «отстоим Москву», «отстоим Россию».
В. НЕСТЕРЕНКО. НЕПОКОРЁННЫЙ. 2005
Героем нашего времени называет В.Нестеренко гвардии старшину 1-й статьи Юрия Фомичёва, которому посвящена картина «Непокорённый». Это новый взгляд на Великую Отечественную войну и на отношение к ветеранам.
Юрий Александрович Фомичёв в годы Великой Отечественной войны воевал на Невском пятачке. «Я за всю войну не видел такой плотности огня. Ни в контрнаступлении под Москвой, ни под Сталинградом, нигде. Это был ад», – вспоминает Юрий Александрович. На этот небольшой клочок земли (два километра вдоль Невы и восемьсот метров от береговой линии) враг сбрасывал порядка пятидесяти двух тысяч бомб и снарядов в сутки. Раненых не успевали отправлять на другой берег, многие умирали во время переправы. Погибших складывали в воронки от крупнокалиберных снарядов, и следующий залп вражеских орудий засыпал их землёй.
Время идёт. Всё меньше тех, кто рисковал своей жизнью ради мирной и счастливой жизни своих детей и внуков, тех, кто встал на защиту своей страны. Своими жизнями ковали солдаты эту победу. Каждая пядь Русской земли полита кровью ее защитников. В бескозырке, высокий и по-юношески стройный гвардии старшина твердо стоит у берега неприветливого моря.
На улице мороз. Ветер развивает его бушлат. На его груди иконостас наград, кулаки, как и прежде, сжаты. Этот боец прошедшей войны не покорён возрастом и трудностями сегодняшнего дня. Он и сейчас готов защищать Родину. Старшина просто врастает в землю, как в далёкие военные годы.
Художник нашел строгое и выразительное решение для этого портрета. Черный цвет морской формы на фоне пустынного снежного пейзажа подчеркивает напряженность взгляда старого моряка, готового хранить верность своим идеалам до «дубового бушлата». Его взгляд буквально буравит зрителя, заставляя вспомнить лица защитников Севастополя. Так автор отразил преемственность славных военных традиций русской армии.
Линия горизонта делит картину пополам, но фигура ветерана почти вся принадлежит небу. Это символ того, что любая битва за Родину ведётся не только на земле, но и на небе. Святое дело – защищать родную землю. Нимбом высветлены облака над головой воина. Герой картины «Непокоренный» – это символ мужества и стойкости воинов старой гвардии. Кольчуга наград и имя Юрий напоминают зрителю о покровительстве русским воинам святого Георгия Победоносца.
Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».