Василий Иванович Шухаев — замечательный русский советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном литературном музее Москвы в других музеях России, Англии, Франции, США, Канады и других стран.
Василий Иванович Шухаев родился 12(24) января 1887 года в Москве в семье сапожных дел мастера Ивана Яковлевича Шухаева и его жены Александры Ивановны Шухаевой, в девичестве Куприяновой, и был крещен в московской церкви Василия Кесарийского в Тверской Ямской слободе. Отец, бывший крестьянин деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, в зрелом возрасте переехал в Москву, обосновался в ней, обзавелся семьей и работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца — деда художника.
Родители мальчика умерли, когда он был еще ребенком, и воспитывался он в семье деда. Рисовать Василий начал рано, на первых порах перерисовывая лубочные картинки, которыми были украшены стены комнат. Видя старательность внука и его желание заниматься рисованием даже в ущерб веселым детским играм, глава семьи подарил ему набор цветных карандашей, а после показа его детских рисунков знакомому художнику помог Василию с поступлением в 1897 году в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище и с оплатой его обучения.
Преподавателями Шухаева в СХПУ выступили Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) — замечательный русский живописец и театральный художник, Игнатий Игнатьевич Нивинский (1880–1933) — известный русский живописец и график, выдающийся театральный художник, Иван Владиславович Жолтовский (1867–1959) — русский архитектор и художник, признанный мастер неоренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период и Станислав Владиславович Ноаковский (1867–1928) — известный русский архитектор и график, академик Императорской Академии художеств.
В 1906 году Василий Иванович окончил Строгановское художественно-промышленное училище по классу чеканки и поступил на живописно-скульптурное отделение Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.
В 1908 году, спустя два года после поступления, Шухаев был принят в учебную мастерскую живописи профессора и действительного члена ИАХ Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943). Четыре года обучался он мастерству живописи у известного педагога, метод преподавания которого строился на бережном отношении к природному дарованию каждого своего ученика.
В мастерской Кардовского полная свобода поисков и экспериментов учащихся всегда сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. Большое, если не главное, значение придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка и совершенствованию технологических приемов. Эти принципы стали основополагающими для Василия Шухаева в его последующем творчестве — как художественном, так и педагогическом. Привив своему талантливому ученику интерес и любовь к искусству старых мастеров, Кардовский во многом определил направление его будущих творческих поисков. В 1908 году состоялось знакомство Шухаева с Александром Евгеньевичем Яковлевым (1887–1938), дружба с которым будет продолжаться долгие годы.
В период обучения Шухаева в стенах ВХУ продолжалось его сотрудничество с известным режиссером Всеволодом Мейерхольдом (1874–1940). С конца 1910-гогода и до начала 1912 года совместно с Яковлевым Василий Шухаев неоднократно принимал участие в качестве актера в нескольких пантомимах, поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто. Г
В ноябре 1912 года на выпускном экзамене Шухаев представил свою дипломную работу — картину «Вакханалия», в которой прослеживались многие черты, присущие старым мастерам, и особенно заметно было влияние Рубенса. Картина встретила неоднозначные отзывы со стороны членов совета ИАХ, но заслужила положительную оценку непререкаемого авторитета того времени Александра Николаевича Бенуа (1870–1960). По рекомендации Бенуа Василия Ивановича Шухаева за представленную работу наградили двухлетним оплаченным пенсионом за границей от Кружка поощрения молодых художников в Риме.
С 1913 по 1914 годы Василий Иванович путешествовал по Италии, где вместе с супругой успел посетить все крупнейшие центры итальянского искусства — от Рима, Флоренции и Венеции до Сиены, Падуи и Болоньи. В Италии Шухаев много работал, посещал музеи, выставки. Летом 1914 года друзья и единомышленники много путешествовали по Италии, а на острове Капри написали знаменитый двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро»: смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин — Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро — Василий Шухаев.
В ноябре 1914 года в связи с окончанием времени оплаченного пенсионерства и начавшейся Первой мировой войной Шухаев с женой вернулись в Петроград.
В Петрограде Василий Шухаев трудился над оформлением различных театральных постановок, с увлечением занимался портретным жанром, работая практически новой для себя сангиной. В наши дни графику художника в красно-коричневой гамме вполне справедливо относят к вершинам отечественного портретного жанра.
В новом 1915 году художник дважды выезжал на фронт в действующую армию. Он посетил лейб-гвардии уланский полк и создал свыше 30 рисунков — портретов офицеров и солдат, к сожалению, пропавших из полкового музея в годы Первой мировой войны. Спустя месяц после возвращения с фронта отправился в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создал цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, так и не была завершена.
Конец 1916 года ознаменовался началом педагогической деятельности Василия Ивановича Шухаева. В это время он воспользовался приглашением преподавать рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний. Курсы вскоре после Октябрьского переворота закрылись, но на этом преподавательская деятельность молодого художника не закончилась.
Он с увлечением начал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств, правда и здесь его преподавательская деятельность продолжалась недолго: Шухаева избрали руководителем мастерской в Академии художеств. Художник стал заниматься со студентами в помещении мастерской, которую ранее возглавлял сам Илья Ефимович Репин (1844–1930). От воинской повинности Шухаев, как и многие художники того времени, был освобожден по постановлению Совета народных депутатов, что предоставляло ему возможность свободно заниматься преподавательской деятельностью и любимым творчеством.
К событиям октябрьского переворота художник отнесся настороженно. Настоящее с вооруженными солдатами и революционными матросами на улицах пугало, а будущее представлялось весьма туманным и совсем не добавляло оптимизма. В конце 1917 года Василий Иванович получил должность профессора живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе ЦУТР, а год спустя был избран профессором живописного отделения Академии художеств. До самого конца 1919 года он руководил мастерской живописи и преподавал рисунок в архитектурном классе Академии.
В январе 1920 года Шухаев с женой приняли решение покинуть молодое государство рабочих и крестьян. Поскольку официально этого сделать было нельзя, решили тайком перебраться в соседнюю Финляндию. В компании своих друзей художника Ивана Альбертовича Пуни (1892–1956) и его жены, известного живописца, графика и театрального художника Ксении Леонидовны Богуславской (1892–1971) по льду Финского залива перешли на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.
Долго пробыть в Финляндии Шухаевым не удалось — заканчивались средства, да и Пуни с Богуславской, пользуясь ее греческими корнями, решили попытать счастья в другой стране. Шухаеву с супругой помог старый друг Яковлев, обосновавшийся кому времени в Париже.
С 1921 по 1935 год Василий Иванович Шухаев жил во Франции, возглавляя вместе с А. Е. Яковлевым художественную школу-мастерскую на улице Campagne Premiére в 14-м районе Парижа.
В промежутке между 1926-м и 1930-м годами Василий Шухаев преподавал также в Русском художественно-промышленном институте и Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (1864–1950). За четырнадцать лет пребывания во Франции художник написал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ. Работал в жанре натюрморта, пейзажа, создавал жанровые картины. В начале 1930-х годов Шухаев написал выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина. Дела у Шухаева шли прекрасно, он был популярен и востребован. Успех его станковых работ был велик, их хотели приобрести многие коллекционеры, но Шухаев неожиданно для многих принял решение вернуться на родину вместе с большей частью своих произведений.
В 1935 году Василий Шухаев неожиданно принял роковое для своего будущего решение… Он вернулся в СССР… Он получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств. Участвовал в оформлении интерьеров московской библиотеки имени В. И. Ленина.
В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован «по подозрению в шпионаже», осужден по статье 58 УК РСФСР, и заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет. По тому же делу была осуждена и сослана на Колыму и супруга художника. Работал поначалу на тяжелых работах,и лишь когда стало известно, что Шухаев — художник, его назначили оформителем местной самодеятельности. В 1941 году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 года — в качестве вольнонаемного). 29 апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». Без права проживания в 16 крупнейших городах страны («минус 16»).
Свою помощь освобожденным из лагеря предложил известный театральный деятель, также отбывавший срок по надуманному обвинению, Моисей Вахнянский. С ним Василий Иванович познакомился в Магаданском лагере. Вахнянский пригласил Шухаевых приехать к нему на родину в Тбилиси — город, входивший в число разрешенных к проживанию лицам после их освобождения из заключения. Шухаевы приняли приглашение и в 1947 году переехали в Тбилиси, где первое время жили в доме Вахнянского, затем при содействии известной грузинской художницы Елены Ахвледиани у Шухаева появилась своя квартира и мастерская. Василий Иванович занял должность профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР.
Впоследствии Василий Иванович Шухаев был реабилитирован. В 1954 году состоялась персональная выставка Шухаева.
Все оставшиеся годы художник прожил в столице Грузии. В 1950–1960-е годы написал большое количество произведений, посвященных жизни и трудовым будням гостеприимного грузинского народа. В 1962 ему было присвоено звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Все эти годы художник сохранял удивительную работоспособность, словно желая компенсировать потерянные в лагере годы. В 1958–1968 годы состоялось четыре персональных выставки мастера. В 1968 году в залах Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника.
14 апреля 1973 года Василий Иванович Шухаев скончался в Тбилиси и был торжественно похоронен в некрополе Сабутарлинского кладбища грузинской столицы, имеющего статус пантеона деятелей Грузии.