Василий Звонцов: В «искусстве надо идти пешочком, осматривая все, а не мчаться к славе на лайнерах и крылатых конях.»

Выпускник графического факультета Академии художеств Звонцов Василий Михайлович, как художник и педагог, явление уникальное с особым даром. Он сравним с камертоном, путеводной звездой, источником силы и твердости духа.

Родился Василий Михайлович 13 апреля 1917 г. в деревне Вахонькино Вологодской области в семье сельских учителей. Детство прошло в деревне, затем в г. Череповце.
В 1952 году, сразу по окончании Института им. И. Е. Репина, получив диплом с отличием и звание художника, член Ленинградского отделения Союза художников СССР В. М. Звонцов приступил к педагогической деятельности.
Василий Михайлович Звонцов

С его именем связан расцвет преподавания офорта в Академии художеств. Приобщая молодых к сложному и изысканному искусству офорта, он вскоре стал одним из любимейших педагогов. На эту самую неподатливую, трудоемкую и химически вредную технику студенты шли ради учителя. Увлеченность самого Звонцова этой техникой «просто завораживала. Будучи глубоко поэтической натурой, настоящим лириком, он умел, как никто из преподавателей дать другим душевный настрой, пробудить энтузиазм к работе». Основательно и значительно выглядела под руководством В. М. Звонцова офортная мастерская. Звонцов учил на своем примере, сам работал, рассуждал, показывал. И то, как он брал в руки офортную доску, как разглядывал ее…— а его движения были неспешны, как будто он совершал ритуал,— студентам казалось, «что они присутствуют при совершении таинства. Его движения уже были примером как это надо делать, а, главное, как ко всему этому надо относиться».
Он любил повторять, что в «искусстве надо идти пешочком, медленно, осматривая все, примечая все, а не мчаться к славе на лайнерах и крылатых конях. Толку не будет никакого. Сейчас молодые озабочены тем, как найти краткий путь к успеху. Такого пути не бывает». То, что нет предела совершенствованию мастерства, и то, что «постоянная неудовлетворенность до сих пор сделанным, нескончаемая работа над приобретением и совершенствованием мастерства— естественное и необходимое состояние художника», видели ученики Звонцова на примере учителя. И это было убедительнее любых словесных увещеваний.

Василий Михайлович Звонцов.
«Пуховая зима». 1961.
Лавис, сухая игла. 27 х 16,5 см.

Строгий и требовательный он вместе с тем никому не навязывал своих пристрастий, поэтому из его мастерский вышли такие разные художники, как В. Шистко, М Брусиловский, М. Майофис, Г. Врабие, К. Претро, В. Алексеев, Т. Соловьёва-Домашенко, Е. Звонцова, В. Хвостов, В. Курочкин и многие другие. Но какими бы разными не были выпускники Звонцова, всем им передалось его особое очарование природой. Он учил любить, видеть и понимать русскую природу, улавливать тончайшие изменения в ее состоянии, учил прежде всего вниманию. Летняя практика, проводимая каждый год в Пушкинских горах, давала для этого богатые возможности. Влюбленный в заповедный край, Звонцов открывал своим ученикам его очарование. Делались этюды, писались пейзажи, создавались композиции по мотивам пушкинских произведений, а в конце практики устраивались выставки студенческих работ и лучшие из них остались в подарок заповеднику. Эта традиция, зародившаяся в 1957 году, нашла отклик как у преподавателей графического, так и живописного факультета института.

Василий Михайлович Звонцов.
«Осенняя Сороть». 1968.
Сухая игла. 25 х 30,5 см.

Звонцова любили и доморощенный праздник— «день офортиста»— отмечали 13 апреля, в день рождения учителя. Через шутливый обряд посвящения проходили третьекурсники, выбравшие офорт и пополнившие собой трудолюбивое и увлеченное сообщество учеников В. М. Звонцова. До сих пор бывшие его ученики поддерживают эту традицию и отмечают день рождения своего учителя как «день офортиста».
Годы блестящей преподавательской работы в Академии художеств увенчались учебником по офорту, написанным совместно со своим учеником В. И. Шистко. Это пособие — настольная книга всех российских офортистов, самый популярный учебник для графиков, в котором очень просто и понятно рассказано о графических техниках, разновидностях эстампа, даны необходимые справочные сведения по технологии этого вида гравюры, оборудованию и материалам. Изданный в 1971 году, переведенный на иностранные языки, этот учебник до сих пор остается единственным в своем роде. В 2004 году вышло второе издание этой книги, дополненное новой информацией, которой обогатились авторы за годы длительной практики.
Звонцов мог бы продолжать преподавательскую деятельность в Институте им. Репина, но в 1970 году он считает это уже неприемлемым в силу сложившейся ситуации на графическом факультете, и принимает предложение издательства «Аврора», где 1970 по 1974 гг. являлся главным редактором экспортного специализированного издательства, выпускающего литературу по изобразительному искусству.

Никогда не прекращалась его творческая деятельность. Его графические листы были всегда украшением петербургских, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Персональные выставки работ В. М. Звонцова экспонировались во многих городах России, в том числе и в Пушкинских горах, где он постоянно работал, приезжая для этого из Ленинграда по несколько раз в год.

В последующие годы мастер всецело отдается творчеству. Он много работает до последних своих дней, сохраняя удивительную легкость и энергичность рисунка, тонкость цветовых нюансов и чарующую красоту композиционных решений. Высочайший уровень мастерства счастливо соединился в Звонцове с богатейшим жизненным опытом и благородством его души.

Василий Михайлович Звонцов.
«Багульник». 1971.
Китайская тушь, акварель. 44,5 х 29,5 см.
Умер В.М. Звонцов 20 ноября 1994 г. (77 лет) в Санкт-Петербурге.
Как человек очень неравнодушный, Звонцов всегда принимал активное участие в общественной жизни Союза художников. К его мнению прислушивались, в его присутствии как-то не решались пустословить. И когда в организационной структуре Ленинградского Союза художников был введен институт секретариата, Звонцов был избран секретарем по графике. Нововведение это просуществовало один выборный срок, то есть четыре года, и было отменено.
Так и остался Василий Михайлович первым и единственным художником-графиком, занимавшим эту должность.
Василий Михайлович Звонцов.
«Марусин хутор». 1986.
Уголь. 32 х 38 см.
Графика — искусство камерное. По негласной установившейся традиции в каталогах больших отчетных выставок советского периода раздел графики всегда занимал третью позицию после живописи и скульптуры.

 

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»