Владимир Табурин: Ребячливые озорники «Дети-политики» и «Русские пословицы в лицах»

Владимир Амосович Табурин — русский художник, книжный график, иллюстратор, фоторепортёр, писатель, журналист, и автор рекламных плакатов. К 1913 году был удостоен личного дворянства.

Фото Владимир Табурин

В «Живописном обозрении» художник помещал рисунки с натуры, посвящённые событиям из жизни царской семьи: торжественному перевезению императорских регалий, коронованию Николая II и Александры Фёдоровны — темам традиционным для массового и благонамеренного издания, а в «Ниве» с середины 1890-х годов в рубрике «Литературный альбом» его рисунки наряду с работами Н. Н. Каразина, Е. М. Бём, И. С. Ижакевича, Л. О. Пастернака, Е. П. Самокиш-Судковской иллюстрировали произведения выдающихся мастеров литературы, чьи собрания сочинений ежегодно выходили в виде бесплатных приложений к журналу, либо такие произведения публиковались на страницах основного издания. Таким образом, Табуриным были иллюстрированы произведения А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, П. Д. Боборыкина, Вл. И. Немировича-Данченко, А. К. Шеллер-Михайлова.

Помимо литературной иллюстрации художник публиковал в журнале свои самостоятельные работы, но, будучи штатным художником «Нивы», много работал по заказу для журнала, выполняя тематические и юбилейные работы (к 200-летию С.-Петербурга) и различные поручения редакции по художественному оформлению переплётов для ежегодных собраний сочинений (например, Собрание сочинений В. А. Жуковского 1902 года, Генриха Гейне, И. Ф. Горбунова, 1904 года) и др., выходящих в издательстве А. Ф. Маркса.

Иллюстрирование произведений русских писателей было не единственным призванием художника В.А. Табурина. В годы русско-японской войны 1904-1905 г он был военным корреспондентом на фронте и с натуры рисовал картины походов и сражений наших войск на Дальнем Востоке. Кроме того он был еще и фотокорреспондентом и журналистом. Его репортажи с линии фронта немедленно печатались в Петербургском журнале Нива и пользовались большим успехом .

Возможно, подлинным призванием Владимира Табурина стало создание почтовых открыток. Первооткрывателем и фаворитом в этой отрасли прикладной живописи явилась художница Елизавета Меркурьевна Бём. В числе русских последователей Е. М. Бём были художники Е. П. Лебедева-Анохина и А. А. Лавров. Владимир Табурин также пошёл по стопам Е. М. Бём. Первая известная серия открыток компании «Зингер», оформленная по эскизам В. А. Табурина, вышла в 1905 году. Она называлась «Русские пословицы в лицах» и состояла из шести штук: «Не красен обед пирогами, а красен едоками», «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь», «Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман», «Не рой ямы другому, сам в неё упадёшь», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», «Для милого дружка и серёжка из ушка».

«Гречневая каша — матушка наша»
«Для милого дружка и сережка из ушка»
«Не красен обед пирогами, а красен едоками»
«Сколько не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь»
«Хорош Мартын когда есть алтын. Худ Роман когда пуст карман»
«Волков бояться в лес не ходить»

Особое место в творчестве Табурина заняли эскизы к открыткам, посвящённым Первой мировой войне, изданные фирмой Теодора Киббеля в Петрограде в 1916 году. Эти эскизы также сопровождались пословицами, а персонажами были всё те же стилизованные дети, с румяными, пухлыми личиками, слегка напоминающие кукольные, но такая стилизация не была какой-то исключительной особенностью творческой манеры Владимира Табурина — это была дань эпохе, точно так же рисовали войну другие русские художники (А. А. Лавров, издания А. Ф. Постнова), активно эксплуатировалась детская тема в пропагандистских целях художниками открыток из Германии, Англии, Франции и т. д. В этой серии художник вновь обыграл сюжет пословицы «Не рой другому ямы, сам в неё упадёшь», как ранее в зингеровских открытках, только на этот раз она получила буквальное, а не фигуральное толкование.

«Нет того хуже как жена без мужа и мужу без жены»
«Глаза не пули, а сердце насквозь разят»

Нужно сказать, что если дети (изображение которых было тогда популярно везде и во всем) на фоне природы в образе взрослых смотрятся необычно, то дети на войне — нелепо и противоестественно.

«Где работа там и густо, а в ленивом доме пусто»

Владимир Амосович ценился как иллюстратор и автор рекламных плакатов. Его услугами пользовалась компания «Зингер», «Товарищества табачной фабрики А. Н. Шапошников и Ко» и многие другие.

Брэнд компании «Зингер» был известен в каждом доме. СПб., Т. Киббель, 1900-е гг. Хромолит; 111х69
Плакат «Товарищество табачной фабрики А. Н. Шапошников и Ко», 1900 год

В 1917 году художник выпускает серию «Дети-политики».

Лубок парадоксальным образом соседствует с карикатурой. Ведущие политические силы России, раздираемой мучительными противоречиями революционной эпохи, своеобразно представлены курносыми, большеглазыми шаловливыми личностями: кто с газетой и в очках, кто в крестьянской фуражке и лаптях, кто с портфелем присяжного поверенного, а кто и с бомбами-револьверами, но в сущности, все они — одинаково ребячливые озорники, только играющие в большую политику. Рисунки смотрятся весьма добродушным для 1917 года шаржем, если не считать образа большевика, злобно и свысока взирающего на малышку-меньшевика, и говорят о равнодушии художника к непонятным и опасным политическим играм своих современников.

Большевик и меньшевик
Бундист
Капиталист
Социал-демократ
Буржуй
Кадет
Социал-революционер
Трудовик
Анархист
Умеренный
Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»