Юрий Петрович Пантюхин родился в 1938 г. в г. Кирове. В 1964 г. он окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по мастерской профессоров Б.В. Иогансона и А.Д. Зайцева.
Пантюхин – профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. С 1967 г. – член Союза художников России, постоянный участник городских, республиканских и международных выставок. Его персональные выставки состоялись в 1991, 1995 в Германия, в 1994 в Италии. Работы Ю. Пантюхина находятся в собрании художественных музеев Германии, Италии, Англии, а также в частных собраниях России, Испании, Франции и других стран.
Художник работает в различных жанрах живописи. Отдаёт предпочтение теме православной России. В ходе творческих поездок по Золотому кольцу появилась серия пейзажей, отражающих красоту старинных русских городов. Центральное место в галерее картин занимает исторический триптих «За Землю Русскую».
В триптихе Ю. Пантюхина нет динамичных батальных сцен и каких-то определённых событий. Автор создаёт галерею портретов людей, повлиявших на судьбу России в самые сложные периоды её существования.
ЮРИЙ ПАНТЮХИН. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ». 2003
Левое полотно триптиха изображает князя Александра Невского, удостоившегося в поколениях звания «Солнце Земли Русской». Перед нами могучий воин в доспехах. Его взор устремлён вдаль, в сторону невидимого неприятеля. Над головой князя развиваются хоругви с изображением святого Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного, покровителей русского воинства.
Спас Нерукотворный – это образ, выражающий суть христианства: спасение приходит через личность Христа. Господь смотрит в душу конкретного человека и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от безжалостных мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним. Использованием образа Спаса Нерукотворного в своей картине художник отмечает личную веру святого благоверного князя Александра Невского и значение его политической и военной деятельности для сохранения православия на Русской земле.
Хоругви на картине – символ того, что победы русского войска достигались не только оружием, но благодаря силе духа и помощи свыше.
Автор опускает линию горизонта, поэтому фигура Александра Невского возвышается над Родиной, заслоняет её от врага. Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник. За спиной Александра Невского Ю. Пантюхин изобразил простирающиеся русские земли, освящённые храмами. Новгородский собор Святой Софии выступает на картине не только средоточием Новгородской земли, но и символом всей России.
Александр Невский представлен в образе воина, готовящегося к битве. Цветовая палитра картины лаконична. На спокойном по колориту полотне выделяются хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, красный плащ князя и золотой купол храма. Спас Нерукотворный становится обобщённым образом тех духовных ценностей, за которые всю свою жизнь сражался Александр Невский. Красный плащ означает принадлежность князя к воинскому сословию и искренность веры, которую Александр Невский отстаивал и на полях сражений, и в ставке ордынских ханов. Золотой купол Собора – символ Благодати, Божьей помощи князю в его делах.
Меч Александра Невского спрятан в ножны. Но рука князя покоится на рукояти, напоминая о его знаменитой фразе: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Ю. ПАНТЮХИН. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ И СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ». 2007
Центральное полотно триптиха представляет зрителю благословение преподобным Сергием Радонежским русского воинства и князя Дмитрия Донского перед решающим сражением, которое положило конец трёхсотлетнему иноземному игу на Русской земле.
Сергий Радонежский представлен автором величественным седобородым старцем в монашеском одеянии с высоко поднятым крестом. Им Преподобный благословляет всю Русь на борьбу с иноплемённым полчищем. Это аллегорическая сцена. Сергий Радонежский – игумен земли Русской – участвовал в битве духовно. Он не только благословил князя на победу, но и смог эту победу приблизить, выступая посланцем князя в русских землях, собирая войско для защиты православной веры и родной земли. Он благословил схимонаха Александра Пересвета на бой с Челубеем. Исход поединка вдохновил русских воинов на победу в нелёгком сражении.
Дмитрий Донской изображён коленопреклонённым воином в доспехах. Его взор обращён в сторону невидимого врага. За спиной князя развернулись ряды русского войска, развеваются хоругви с изображением святого Георгия Победоносца, покровителя православного воинства, видна Донская икона Пресвятой Богородицы. Символом несокрушимого духа и Божией помощи русскому оружию выступают они на картине. Донскую икону Божией Матери называют «защитницей земли русской». Этот Образ был принесён на Куликово поле донскими казаками, пришедшими на зов князя Димитрия для защиты Русской земли. В память победы икона стала называться «Донской». С тех пор этот образ не раз помогал русским воинам в защите Родины.
Ю. Пантюхин объединяет все части своей работы общим низким горизонтом, позволяющим показать значение персонажей картин в истории России. В центральной части триптиха символическим стержнем становится фигура Сергия Радонежского. Именно он – главный герой этого полотна. Его духовный подвиг привёл русское войско к значимой победе.
Линию горизонта картины составляют ряды русской дружины в полном военном облачении. За левым плечом князя, прикрывая его сердце, стоят воин и монах. Это – символ объединения всего народа перед лицом опасности, грозившей не только поражением на поле боя, но и утратой Православной веры.
Общая спокойная цветовая палитра триптиха позволяет автору отметить наиболее важные для понимания картины элементы. В среднем полотне композиции выделяется золотым фоном торжественно-сумрачная по колориту икона Божией матери Донская. Голубой омофор с крестами на одеждах преподобного Сергия символизирует спасение Иисусом Христом человеческого рода. Это символ пастырского служения Преподобного и его роли в сохранении Православия на Русской земле. Красный цвет фона хоругви с изображением святого Георгия Победоносца символически означает не только цвет будущей радости победителей, но и многочисленные потери, жертвы, принесённые ради победы на поле боя. Красный плащ князя символизирует преемственность русской военной княжеской традиции. Князь на картине изображён без шлема, преклонившим колено. Но свой меч князь Дмитрий уже достал из ножен. Это должно напомнить зрителю о том, что Дмитрий Донской – потомок Александра Невского.
Ю. ПАНТЮХИН. МИНИН И ПОЖАРСКИЙ. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ. ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ». 2005
Правое полотно триптиха изображает гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, возглавивших ополчение для изгнания польских захватчиков из Москвы во времена смуты. В условиях краха центральной власти и армии последним рубежом обороны России стало народное сопротивление с идеей общественного сплочения для спасения Родины. Имевшиеся сословные противоречия уступили место национально-религиозному движению за территориальную и духовную целостность страны. Объединяющей все слои русского общества силой выступила Русская православная церковь. Патриарх Гермоген благословил нижегородское ополчение Казанской иконой Божией Матери.
Общая низкая линия горизонта триптиха выделяет на полотне фигуры главных героев этой части: Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Они стоят на Красной площади, окружённые народом, на фоне Собора Покрова Святой Богородицы (собора Василия Блаженного). Если фоном левого и центрального полотен триптиха Ю. Пантюхин делает земли и войско, то на заднем плане правой части художник помещает величественный храм, символ православного государства. Собор символизирует помощь Богородицы в освобождении от смуты, реальность Её духовного Покрова, распростёртого над Русской землёй. Ополчение, состоящее из людей разных сословий, стоит под православными хоругвями: Спаса Нерукотворного, означающего призыв к личному участию каждого русского человека в сохранении Православия в России; святого Георгия Победоносца, помощника и покровителя православного воинства. За спиной Дмитрия Пожарского на красном полотнище флага изображен двуглавый орёл – древний образ, принесённый на Русь византийскими императорами как символ преемственности Православия. После избрания на русский престол Михаила Федоровича Романова двуглавый орёл с тремя коронами стал гербом Русского государства.
Цветовая гамма этой картины, как и у всех полотен триптиха, очень сдержанная. На общем фоне выделяются только яркое красное полотнище флага с чёрным двуглавым орлом, символом будущего России под управлением династии Романовых и синий плащ Дмитрия Пожарского цвета бесконечного неба, Богородицы, спасшей Россию в годы смуты, соединившей в себе земное и небесное.
Центром картины являются два человека, вера, воля и патриотизм которых позволили народу освободить Россию. Кузьму Минина художник изобразил отрешённым, погружённым в свои думы. Ведь с изгнанием иноземцев проблемы России не закончились. Нужно восстанавливать разрушенную за долгие годы смуты страну. Грозный взор Пожарского устремлён на запад, вдаль, в сторону невидимого неприятеля. Вложенный в ножны меч князь держит перед собой. Всем своим видом напоминает князь Дмитрий Пожарский Рюрикович о словах своего знаменитого предка: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».