Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском в Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепровский район Днепропетровской области Украины) в многодетной семье местного иконописца, сумевшего передать двум своим наиболее талантливым сыновьям гены любви к искусству. Федор рано осиротел и с юных лет думал о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.
С этого времени начинаются годы освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова. В художественно-техническом институте Ф. Решетников впитал себя технику письма с социалистическими идеями.
С первых творческих шагов проявилась тяга художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход.
Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками оказали громадное воздействие на художника. Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.
Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.
Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Но к сожалению эти картины остаются совершенно неизвестными широкой публике. Это наследие в 90 — е годы прошлого века оказалось за рубежами России и осело в частных коллекциях.
Боевые качества искусства Ф. П. Решетникова, и прежде всего его графики, снова проявились в годы ВОВ. Художник с первых же дней войны ушел в армию. Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, мобилизующие на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный
В конце войны им была написана небольшая жанровая картина «Достали языка», открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода. Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек.
Дети были любимыми героями сюжетов этого живописца. На картине изображены мальчишки, затеявшие совсем не детскую игру. Ребята инсценируют самый настоящий военный сюжет — захват языка. Тактический приём «захват языка» широко применяется в военном деле с целью выведать информацию противника. Разведчики должны поймать вражеского офицера, владеющего ценными данными и привести его в штаб своего войска. После чего у «языка» различными способами выпытываются нужные сведения.
Картина Решетникова написана в самый разгар военных событий. Дети копируют всё, что происходит со взрослыми, поэтому и выбрали такую совсем не детскую игру.
Впоследствии им были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и «Опять двойка» (1952).
«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова, написанная в 1948 году.
Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и внимательно слушает доклад. Девочка в парадной школьной форме всего минуту назад раскладывала на столе учебники, но теперь отложила все свои дела и с восторженным любопытством наблюдает за происходящим. Атмосфера царит праздничная и оптимистичная. Семья уже готова к встрече Нового года — в углу комнаты стоит елка, украшенная игрушками и гирляндой. Лицо мальчика озарено радостной улыбкой — он, наконец-то, дома.
В 1949 году Фёдор Павлович Решетников заслужил титул лауреата на Сталинских премиях – вторая степень — за картины «Прибыл на каникулы» и «Генералиссимус Советского Союза И.В.Сталин»
Эмоциональная, добрая картина «Опять двойка» трогает сердце. Ситуацию, в которую попал главный герой, с первого взгляда понимает и юный зритель, и взрослый человек.
Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно, все соответствует тому определению задач жанровой картины, о которых писал сам автор: «Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та. же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. …Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».
Картина «За мир!» была, по сути дела, фантазией Решетникова в духе социалистического реализма. Картина была создана Решетниковым в 1950 году, когда Европа восстанавливалась после войны. В это же время в СССР были очень сильны опасения, что созданный Америкой 4 апреля 1949 года военный блок НАТО приведет к новому столкновению с Западом.
В советской прессе много писали о проходящих во Франции и других странах Европы левых выступлениях под антивоенными лозунгами. Вот одно из таких выступлений, очевидно, и представил себе Решетников, или же счел уместным представить его именно так для своих зрителей.
Пять мальчишек, похожих на малолетних бродяжек-гаврошей, выводят краской на стене слово на французском языке. Слово это — «Paix!», что на русском означает «Мир!». Ребята крайне насторожены. Два мальчишки стоят на страже, пока три их товарища заняты рисованием (один держит краску, другой рисует, а третий, встав на четвереньки, подставил спину для «художника»). Очевидно, если мальчишек поймают, им будет худо.
В наше время картина «За мир!» стала мемом.
За картину «За мир» Ф. П. Решетников в 1951 году был удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1953 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1966 году получил звание народного художника РСФСР. Казалось бы, Решетников нашел свой творческий путь, но он не успокаивается на достигнутом.
Художник также осваивал и педагогическую деятельность — преподавал в Московском педагогическом университете имени В.И. Ленина и Московском государственном художественном университете имени В.И. Сурикова.
В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии
Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др.
Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников
С началом гонки вооружений, в 1970-х годах, переключается на политические плакаты, критикующие империализм и агрессивные намерения США и военного блока НАТО. В 1974 году становится вице-президентом Академии художеств, удостаивается звания Народного художника СССР. В последующие годы за заслуги в области искусства и народного образования становится обладателем двух орденов: имени Ленина и Октябрьской Революции.
Решетников Федор Павлович умер 13 декабря 1988 года, ему было 82 года. Могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве.