Как и другие модные термины в изобразительном искусстве корни слова «шарж» ведут во Францию. По французски «сharge» означает преувеличивать. Именно от слова «charge» (юмористический портрет) происходит современное понятие изображения человека с элементами сатиры. В 19 веке распространились картины и рисунки, в которых люди почему-то изображались с неестественно большими размерами головы. Несмотря на эту деталь (а скорее даже благодаря ей) жанр стал набирать обороты популярности. Шаржи были отчасти привилегией для политических деятелей и знаменитых артистов. Вскоре стало понятно, что для создания шаржа базовых навыков живописи недостаточно. Художник должен быть хорошим психологом, иметь «цепкое» зрение и богатый жизненный опыт. Вследствие этого, хорошие шаржисты стали дефицитом. Так что те, кто думает будто всё очень просто, ошибаются — нарушение стандартных пропорций тела не является гарантией успешного шаржа. Как ни крути, но и здесь тоже необходима гармония. Более того — великий Моор (русский художник, мастер графики, основоположник советского политического плаката) утверждал, что для работы над подобными изображениями нужна композиция.
Со временем шаржи стали появляться в самых популярных изданиях массовой информации. Они стали обязательными, сродни литературным пародиям и гороскопам. Ещё позже стало модным рисовать шаржи во время проведения различных праздников, дабы развеселить гостей. Часто бывало и так, что тот или иной гость, увидев результат работы художника, называл это мазнёй и жалким подобием на себя. Доходило и до оскорблений автора вплоть до изгнания с приёма. Правда, это случалось в основном по одной причине — отсутствие чувства юмора. Особенно тяжело приходилось авторам политических шаржей в советское время. Могли сразу упечь в тюрьму, или сначала посмеяться, а потом упечь. Есть и обратная сторона медали: некоторые художники в ответ на просьбу сделать шарж говорят сквозь зубы, что, мол, это низкопробное искусство и они не станут тратить на него время. Тут уже труднее определить, в чём дело — то ли в мании величия, то ли просто в отсутствии опыта. Вместе с этим шаржи, связанные с политикой, могли стать своеобразным рупором народной мысли. собирательный, но каков эффект!
Многие мастера искусства на протяжении всей своей жизни говорили, что шаржу нужно учиться отдельно и усердно. Клод Моне, рисовал дружеские шаржи на своих друзей. Они выглядят смешно и по-доброму. Нужно быть гениальным, чтобы точно передать хитрость, наивность, глупость или жадность в иронической форме. В результате сам персонаж может стать ближе и понятнее простым людям. В людных местах центра города часто можно встретить на своём пути сидящего на улице художника, готового изобразить Вас или Вашего друга в шуточной форме. Баснословных денег это не стоит, а памятный рисунок останется навсегда и при случае будет поднимать настроение.
Материалы для написания шаржей могут быть самыми разными: от простого карандаша до более серьёзных, таких как пастель, акварель, цветные мелки и фломастеры.
Новое прочтение шаржа можно отметить в 1924 году, когда один из участников петербургского творческого объединения «Мир искусства», художник Мстислав Добужинский составляет серию акварельных шаржей к «Весёлой азбуке» Натальи Павловой. Книга радует глаз своим оформлением: красочным, изящным, остроумным.
Образцы профессионального шаржа оставили потомкам художники завсегдатаи кабаре «Бродячая собака» в Петербурге, а также создатели уникального альманаха «Чукоккала», который составлял Корней Чуковский с 1914 по 1969 год. Он содержит автографы и рисунки поэтов, писателей, музыкантов, художников и других выдающихся людей ХХ веком. «Чукоккала» полна юмора: здесь можно увидеть шуточные экспромты, шаржи, пародии, эпиграммы реплики из шутливой перепалки её авторов. Но есть в ней и горькие, пессимистичные или резкие, язвительные высказывания «о наболевшем». Само собой, цензорам они должны были показаться крамольными, да и сам факт присутствия на страницах альманаха, запрещённых, авторов делал её публикацию совершенно невозможной. Поэтому «Чукоккала» долгое время не покидала дом своего владельца.
Близкий к шаржу жанр это портрет-гротеск. Разница весьма условная. Вероятно, шарж, это гротескный портрет с юмором.
Отличие шаржа от карикатуры. Шарж часто путают с карикатурой. В западноевропейских языках, что шарж что карикатура, всё одно слово caricature. По русски, однако, имеются смысловые оттенки. Шарж в нашем понимании это беззлобный, добродушный рисунок. Если карикатура это сарказм, то шарж это юмор. Не зря говорят «дружеский шарж», но «политическая карикатура».
- по цветовому решению (монохромная или цветная);
- по степени критического воздействия (оскорбительная или дружелюбная);
- по тематике (политическая, социальная, бытовая, научная, религиозная, рекламная);
- по технике исполнения (графика, живопись, коллаж, плакат, инсталляция);
- по области применения (для печатных СМИ, в качестве книжных иллюстраций, в календарях, буклетах).
Полноценное зарождение жанра карикатуры состоялось лишь в XVI веке в Германии, во время Крестьянской войны и периода Реформации. Неизвестные народные авторы изображали на печатных листках сатирические образы представителей власти и католической церкви. Чуть позже молодой жанр появился в ходе буржуазных революций в других странах Европы (Голландии, Англии и Франции).
- появление новых техник гравюры и живописи;
- бурный рост печатного производства;
- стремительная политизация общества;
- многочисленные революционные события в странах Европы.
Карикатуристы, художники-портретисты и шаржисты из года в год рисуя на улицах больших городов несут искусство в массы. Если заказать портрет не всем по карману, то шарж Вам нарисуют за смешную цену, хотя шедевры и бесценны …