Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин. Художник-пейзажист видит намного больше, чем человек проходящий мимо хвойного леса или сосновой рощи. Так и Иван Шишкин отличается своей проницательностью в написании видов, скрытых от мимолётного взора.
Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.
В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу — в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.
Присмотревшись внимательней на каждую из картин, можно заметить силу и влечение к неизведанному, скрытому на холсте смыслу. Этому, в изображениях художника, способствуют несколько мрачные тона и цвета: серовато белый, тёмно-коричневый, бордовый и другие. Применение подобных цветов помогает захватить и найти в душе каждого наблюдателя эмоции, схожие с эмоциональным состоянием картины.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Ярким примером глубины символичности являются картины «Рожь» и «Дама с собачкой». Они написаны в противоположном цветовом насыщении. Первая отображает тепло и жажду летнего дня, при этом напоминая зрителю о родных Шишкина, ушедших незадолго до написания картины, символом в виде высохшего дерева вдали. Вторая же несёт, на первый взгляд, печальный настрой и суетливо-растерянную задумчивость, на самом деле показывающую приятное тепло умиротворения перед предстоящими событиями.
Шишкинские тёмные леса, яркие рощи и поляны, белые цветы и люди вдалеке, каменные глыбы и просёлочные дороги — каждая из этих деталей удобно сливаются, выходя из-под кисти автора, заставляя пейзаж навсегда остаться в памяти человека, и завлекая его своей матовой шероховатостью холста. Смело можно сказать, что Иван Шишкин — царь леса и деревьев.