Гений, скандалист, участник и летописец богемной жизни Монмартра XIX века — все это о французском художнике Анри де Тулуз-Лотреке. Он родился в 1864 году в департаменте Тарн на юге Франции и прожил короткую, но удивительно яркую и разнообразную жизнь, полную триумфов, трагедий и курьезов.
«Лежа под одеялом, забываешь о своей нищете», — великолепно сказала нам одна уличная девка в Марселе. (Иногда, правда, в этот момент испытываешь нищету совсем иную, но это уже другой вопрос.)
Лучший друг нищих художников и дам полусвета Парижа родился в старинном аристократическом роду Лангедока и получил звучное имя граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа. Детство художника прошло в семейных поместьях Шато дю Боск и Шато дю Селейран, где он занимался подобающими аристократу вещами — верховой ездой, латынью и древнегреческим языком. Однако в графском семействе были и свои проблемы, и постыдные тайны — например, бабушки художника были сестрами, а его родители, по слухам, были двоюродными братом и сестрой.
Возможно, именно близкородственными связями в аристократическом семействе объяснялась череда проблемы со здоровьем юного Тулуз-Лотрека. Будучи ребенком, он часто болел, долго восстанавливался и, как поговаривали, страдал от врожденного заболевания костей. В 13 лет он сломал шейку левого бедра, упав со стула, а затем и правого — упав в канаву. После этого ноги Анри навсегда перестали расти, оставшись 70 см в длину, а сам Тулуз-Лотрек стал мужчиной довольно скромного роста, 152 см.
Для матери, графини де Селейран, это стало страшной трагедией, как и для самого будущего художника: физическая особенность препятствовала почти всему, чем должен был заниматься молодой аристократ — танцы и балы отныне были ему недоступны, большинство видов спорта тоже, романтические отношения с подобающей девушкой схожего происхождения, как и военная карьера, оказались невозможны.
Однако же сам Тулуз-Лотрек не терял присутствия духа — он с легкостью шутил о своем недуге, а долгие периоды восстановления после болезней обратил в возможность практиковаться в живописи и графике. Занятия искусством не давали ему скучать и вселяли надежду.
Из материнского имения Тулуз-Лотрек отправился в Париж, чтобы получить степень бакалавра, но завалил вступительные экзамены. В 1882 году по совету Принсто он поступает в мастерскую художника Леона Бонна, а затем переходит в студию Фернана Кормона. Именно здесь в 1886 году он знакомится с Винсентом Ван Гогом, с которым его свяжет крепкая дружба. 2 года художники рисовали и выставлялись вместе, поэтому их работы в этот период весьма похожи.
Помимо Ван Гога, на творчество Тулуз-Лотрека ощутимо повлияли некоторые другие художники-импрессионисты. Во многих его работах (к примеру, «Леди из звездной гавани») явственно чувствуется дух картины «Бар в „Фоли-Бержер“» Эдуарда Мане.
Еще более сильное влияние на Лотрека оказал Эдгар Дега. Они разделяли любовь к лошадям, схожим образом подбирали колоритные городские сюжеты.
Тулуз-Лотрек жил в Париже и обосновался в районе Монмартра, который полюбил всей душой. Район кабаре и пьяниц, куртизанок и танцовщиц, художников и бездомных стал для молодого графа родным и любимым, он полностью погрузился в яркую и безумную жизнь Монмартра.
Погрузившись в пьянство и разврат Монмартра, Тулуз-Лотрек, работал в домах терпимости, писал проституток в столовой, за игрой в карты, в гостиной, где они, сидя на диване, ждали посетителей. Его подругами, музами и моделями становились танцовщицы, певицы и цирковые акробатки — например, Ла Гулю, Жанна Авриль, Ша-У-Као, Иветта Гильбер и многие другие девушки Мулен Руж. Среди маргиналов, проституток и артистов цирка Тулуз-Лотрек, стеснявшийся своих физических особенностей, нашел себя и как художник, и как личность. Символично, что именно одна из танцовщиц знаменитого кабаре, известная нам как Рыжая Роза (а Тулуз-Лотрек обсессивно любил рыжеволосых женщин) и ставшая его любимой моделью, заразила художника сифилисом, приведшим к его смерти.