Иван Билибин: Художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель русской старины, эпосов и сказок
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, Иван Яковлевич Билибин, родился в 1876 в селе Тарховка, близ Петербурга, и предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900).
В 1898 Иван Яковлевич успел поучиться в частной мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене (Германия), где увлекся творчеством мастеров фантазийных сюжетов — Арнольда Бёклина и Франца фон Штука, а затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой.
Иван Билибин жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» и исполнив первые работы для журнала (1899) и стал в следующем году членом объединения «Мир искусства», он продолжил учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств.
Зима 1898 года стала для Билибина, пожалуй, знаковой в творческой судьбе. В это время он посетил выставку Виктора Васнецова в Академии художеств, где главным экспонатом была картина «Три богатыря». По воспоминаниям Билибина, именно эта выставка стала настоящим откровением для него, здесь он увидел то, к чему рвалась его душа.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь, он впервые создает иллюстрации, в ставшем впоследствии, «билибинским», стилем, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры, и здесь он погружается в мир истории, культуры, быта.
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстрации к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.).
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком Билибин набрасывал эскиз будущей композиции на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Известность Иван Яковлевичу Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А. С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и «Сказке о золотом петушке» (1910).
Управляющий Экспедицией Государственных Бумаг, академик, физик князь Борис Борисович Голицын поставил перед собой сложную задачу: превратить ЭГБ в учреждение, «которое должно служить примером подражания для всей бумажной и печатной промышленности России и, кроме того, способствовать культурно-эстетическому развитию народа, выпуская отпечатанные на хорошей бумаге художественно-иллюстрированные издания русских классиков и популярные сочинения по всем отраслям науки». Ивану Билибину были заказаны иллюстрации и оформление двух пушкинских сказок: «О царе Салтане» и «Золотом петушке»
Картина выглядит выпуклой, не смотря на то, что располагается на единой плоскости. Ярко изображены все герои сюжета: Заморская королевна – красива и уверена в себе, горделива и надменна. Она с радостью встречает царя, хоть и погубила его сыновей. Одетая в красное платье – цвета войны – предлагает не держать на неё зла, а войти в шатер. Царь же выглядит ошеломленным от увиденного: от девицы и поверженного войска
Его книги похожи на расписные шкатулки, старинные рукописи, ведь художник продумывал не только рисунки, но и все декоративные элементы. И.Я. Билибин видел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм, создавая не отдельные иллюстрации, стремясь к ансамблю, к цельности: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизуя под старинную рукопись. Его страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками, они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнце) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный — полуфантастический мир.
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные политические карикатуры.
«Библинский» стиль использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Правда, первой его работой в театре были декорации к средневековому мираклю «Действо о Теофиле» (1907). Затем он оформил оперные спектакли «Золотой петушок» (1909) и «Садко» (1914) Н. А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1913) и стал признанным театральным художником.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
В разгар революционных событий, осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии – оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 г. переехал в Париж, где интенсивно работал – оформил 10 спектакле, среди которых наибольшую известность приобрели оперы – «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» (1934) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь»А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств в Ленинграде, в 1929 г. стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1939).
Творчество Ивана Яковлевича Билибина сыграло значительную роль в истории отечественной графики. Его иллюстрации к былинам и сказкам, благодаря полиграфии получили широкое распространение, открыли многим в начале XX века красоту русской старины и продолжают удивлять и радовать наших современников.
Билибин умер от голода в первую же зиму в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»